Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. О стратегических ориентирах развития России: что делать и куда идти // Рефлексивные процессы и управление. Том 3. N1. 2003. С.5-27.

***

О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРАХ РАЗВИТИЯ РОССИИ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КУДА ИДТИ

Ó К.Х. Ипполитов, В.Е.Лепский

Институт проблем безопасности и устойчивого развития,
директор,
кандидат юридических наук

Институт рефлексивных процессов и управления,
генеральный директор,
доктор психологических наук

    1. Введение

    Россия стоит перед необходимостью преодолеть тяжелый комплексный кризис, глубоко проникший в политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Это объективная реальность, с которой придется считаться каждой политической организации, любому политическому деятелю, претендующим на роль руководителя общенационального масштаба.

    Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем первом Послании Федеральному собранию (июнь 2000 г.) отметил: “Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели Главное понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть”. Со времени постановки этой задачи прошло около трех лет, однако, в происходящих и в настоящее время изменениях тактические задачи и цели явно доминируют над стратегическими.

    На практике, безусловно, удалось добиться относительной социальной стабильности, укрепления властной вертикали, сравнительно скромного и весьма неустойчивого экономического роста. Однако из системного кризиса страна еще не вышла.

    Сегодня у России нет стратегического плана и долгосрочной программы развития, которые были бы известны и разделялись обществом, нет критичного анализа того, что с ней происходило в последние 15 лет, если мы сами, россияне, не определим свой путь развития, то его определят за нас другие.

    2. Анализ сложившейся ситуации

    Если попытаться кратко охарактеризовать основные итоги реформ последнего десятилетия, то они могут быть обозначены следующим образом:

    В духовной сфере – это отсутствие государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей как следствие утраты критериев адекватной оценки социальной действительности; отказ от национальных и культурно-исторических традиций на фоне массированного проникновения в общественное сознание шаблонов западной “массовой культуры”; бурный рост стереотипов и новых форм мифологического сознания, деструктивных элементов религиозных верований и культовых организаций; неадекватное отношение общества и государства к месту и роли таких социокультурных институтов, как наука, образование, воспитание, и т.д.

    В социальной сфере – это крайне низкий уровень жизни большинства населения, превышение смертности над рождаемостью, прямая угроза генофонду страны; дезинтеграция прежней социальной структуры без какого-либо замещения ее более прогрессивными формами социальной защиты населения; нарастающая детская беспризорность, эскалация преступности, алкоголизма, наркомании, проституции; рост и обострение межэтнической напряженности, проявлений националистических и шовинистических предрассудков; разрушение многих форм общностей, ранее выполнявших функции законодателей норм и критериев оценки различных типов социальных взаимодействий, продолжающиеся процессы маргинализации значительных групп населения и многое другое.

    В сфере экономики – это супермонополизированная экономика, по сути своей нерыночная; сырьевая ориентация развития экономики как основной признак ее отсталости; низкая привлекательность для внешних инвесторов; тенденция невосполняемой утраты потенциала производства “высоких технологий”; высокая зависимость от импортозамещения продовольствия и товаров первой необходимости как угроза национальной безопасности страны, и т.д.

    В политической сфере – это отсутствие последовательности во внешней и, особенно, внутренней политике, и отсюда – низкий уровень доверия населения к государству, проявляющегося в “протестном” голосовании и низкой явке избирателей; нарастающий процесс деполитизации общества, понижение “независимого” статуса партий; усиливающаяся тенденция прямого государственного вмешательства в процесс формирования ячеек и учреждений гражданского общества; низкий уровень политической, правовой и информационной культуры общества, и т.д.

    В сфере государственного управления – это запредельный уровень коррупции чиновников; отсутствие механизмов и культуры стратегического и оперативного управления, явление “перехвата” управления; нарастающая тенденция вмешательства исполнительной власти в деятельность судебных органов, а также СМИ и политических партий; рост политической ангажированности государственных служащих, политизация государственной системы управления; отсутствие общественного (“народного”) контроля за властными структурами, и т.д.

    Масштаб кризиса и острота проблем позволяют понять, почему многие исследователи и рядовые граждане весьма пессимистически оценивают перспективы России на будущее, а в общественном сознании и повседневной практике управления доминируют психология и логика выживания.

    Богатая и недавно мощная страна – “сверхдержава” - оказалась бедной, духовно сломленной и отодвинутой в разряд развивающихся стран. Став жертвой краха сразу двух проектов - коммунистического и либерального, она мучается в поисках объединяющей ее национальной, а точнее, общественной идеи.

    Россия сегодня столкнулась с угрозой разрушения её своеобразной национальной цивилизации, гибели российского народа как суперэтноса. Здесь присутствует и провоцируется национализм, направленный на разобщение народов; разрушение генофонда, самоидентификации и психологии русского народа; уничтожение культурно-исторических ценностей, дезорганизация общества. Сложилась обстановка её превращения в третьестепенную державу, несущая угрозу будущему страны, разрушения территориальной целостности страны, её бытия в целом. Т.е. происходит разрушение основных цивилизационных ценностей, которые на всем протяжении исторического развития России обеспечивали её независимость, самобытность, уникальность, делали её необходимым стабилизирующим балансом развития человечества.

    Выход из состояния духовного и социального кризиса не только необходим, но и возможен, если Россия, несмотря на все трудности, препятствия и риски, найдет модель своего развития, специфичную ровно в той мере, в какой специфичной является она сама. Чтобы это произошло, потребуется выработать стратегию и предложить политику развития, понятную и приемлемую для большинства граждан современной России [1].

    3. Потенциал для развития

    Сегодня Россия обладает громадным потенциалом для развития, который адекватно не оценивается и не используется для решения стратегических проблем.

    Во-первых, это уникальность географического и геостратегического положения России в мире как моста между Западом и Востоком, Севером и Югом (в традиционно-цивилизационном толковании этих понятий). Представляя собой общность множества народов и культур, возникшую естественным, органичным, а не миграционным способом, Россия исторически не только по местоположению, но и духовным складом своим готова к диалогу, сосуществованию и сотрудничеству с другими мирами, сообществами и цивилизациями.

    Во-вторых, это природные богатства, по которым Россия существенно превосходит развитые страны и Запада и Востока. По сохранности естественных экосистем Россия занимает одно из первых мест в мире [4].

    В-третьих, это цивилизационные ценности России, сложившиеся на протяжении её тысячелетнего развития: многообразие форм собственности, принцип народовластия, система местного самоуправления, приверженность российского народа к общинности, патриотизм, тяга к социальной справедливости, государственность и др.[5].

    В-четвертых, это культурно-духовные особенности развития страны, которые выражаются не только в высочайшем уровне развития науки, образованности населения, способности генерировать новые идеи, производить и поставлять интеллектуальные продукты высокого класса, но и в характере самой духовной атмосферы, эту способность всячески стимулирующей. Всемирное признание духовной широты и умственной энергетики России заметно выделяет ее среди других стран.

    В-пятых, это принадлежащие России материальные ценности за рубежом, а также ценности приватизированные незаконным образом, в том числе вывезенные за границу.

    В-шестых, это ядерный щит России, который гарантирует ей на некоторое время безопасность от прямой силовой агрессии со стороны других стран и группировок.

    Сегодня этот потенциал в достаточной степени не инвентаризирован и не используется должным образом для развития России.

    4. Постановка вопроса “Что делать?”

    Проблема российской стратегии в XXI веке неразрывно связана, а точнее, является неотъемлемой частью более общей и глубокой проблемы: устойчивого развития России. А это уже скорее доктринальный, теоретический уровень разработки и решения всех проблем. Поэтому вполне естественно, что на передний план выходят вопросы, связанные с пониманием устойчивого развития страны и с его обеспечением.

    В связи с этим нельзя обойти один из вопросов, имеющих первостепенное значение с точки зрения идеологии развития: какую цель предусматривает устойчивое развитие и российская стратегия как частный случай общей проблемы? Его в последние 15 лет ставит перед собой российское общество в целом, политические и общественные организации в частности, государственные и политические деятели в особенности, и фактически он озвучивается в формуле: “Что делать?”

    Каждый из субъектов государственно-политических отношений в соответствии со своими политическими взглядами, политическими позициями и интересами предлагает определенный набор конкретных действий, нередко формируемых как система мер или ее приоритетов. В этих предложениях есть немало совпадающих позиций, но есть и резкие расхождения, что практически не оставляет сколько-нибудь значимого поля для выработки компромиссного решения.

    Но что объединяет все эти позиции, взгляды, предложения, так это полное отсутствие цели развития. Никто не хочет или не может дать четкого, определенного ответа на главный вопрос: куда идти, т.е. каков вектор общественно-политического развития страны? Это главный вопрос; только ответив на него, можно будет говорить о том, “что делать”, т.е. конкретные предлагаемые меры в этом случае приобретают предметный, целевой, осмысленный характер, лишенный откровенных политических пристрастий и амбиций.

    Но, чтобы ответить на главный вопрос, необходимо определиться с той социально-экономической, политической и духовной основой, которая объективно определяет вектор общественно-политического развития страны, т.е. позволяет ответить на вопрос: “Куда идти?”.

    Представляется, что такую основу необходимо искать в изучении всей более чем тысячелетней истории России как непрерывного развития без каких-либо купюр, отказа от каких-либо периодов или этапов этого развития - какими бы сложными и даже трагическими они не были.

    Иначе говоря, необходимо обратиться к российской цивилизации, как неотъемлемой части цивилизации мировой. Концентрировано эта цивилизация выражена, применительно к России, в таком понятии, как “бытие народа” (на Западе более широкое применение приняли такие термины, как “образ жизни”, “менталитет”). И если мы останавливаемся на этом понятии, то исходим из двух моментов:

    Во-первых, понятие “бытие” имеет глубокую русскую природу и отражает сложившееся на Руси, а затем и в России, оно вбирает в себя социальные, духовные, культурные и психологические аспекты жизни населения в целом, его отдельных социальных групп и семьи как первичной ячейки общества;

    И, во-вторых, понятие “бытие” отражает устойчивые, в определенном смысле консервативные элементы, изменение которых происходит эволюционным путем, на протяжении длительного периода, даже переходя в новое качество, эти элементы тесно связаны с их прошлым содержанием, что делает их “узнаваемыми”, легко отличимыми и позволяет тем самым рассматривать их как сущностные характеристики развития страны.

    И неслучайно З.Бжезинский, комментируя факт поражения СССР в “холодной войне” и “смутное время”, переживаемое Россией, довольно точно охарактеризовал это как следствие разрушения “концепции бытия” русского народа. Столь же неслучайно, что эти элементы российского бытия уже на протяжении длительного исторического периода и в настоящее время являются объектом нападок, разрушения, критики и отрицания.

    Для сохранения, укрепления и развития российского бытия, которое и стало, как свидетельствует особенно опыт последних десятилетий, основным объектом разрушения сил направляемых извне в союзе с солидаризировавшимися с ними силами внутри страны, нужна иная политика. Она должна быть основана, прежде всего, на защите и укреплении тех ценностных ориентиров, которые и составляют суть российского бытия и российской цивилизации.

    5. Ценностные ориентиры развития России