Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности / Дипломатический ежегодник - 2002. Сборник статей. Колл. авторов. - М.: Научная книга. 2003. С.233-248.
***
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
СУБЪЕКТОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Е.Лепский
(
Профессор Дипломатической академии МИД России)
1. Информационно-психологические угрозы
XXI века
В связи с бурными темпами развития информационной среды расширяются возможности скрытых информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также психические состояния людей. Сегодня сформировались благоприятные условия “безнаказанного” использования современных психотехнологий в интересах отдельных лиц, группировок и государств для решения своих задач в ущерб интересам других субъектов мирового сообщества. Эта тенденция отчетливо проявляется, например, в эволюции форм терроризма, в которых все большее значение приобретает информационно-психологическая составляющая.
Негативные информационно-психологические воздействия – это, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия.
Информационно-психологические воздействия имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами воздействий, используемыми для оказания влияния на субъектов международной деятельности:
- гигантские масштабы последствий (снижение темпов развития и разрушение государств; провоцирование крупномасштабных конфликтов между государствами, этносами, конфессиями и другими видами сообществ; формирование громадных регионов с заданным образом жизни и готовностью передать управление требуемым субъектам и многое другое);
- возможности создания долговременных многоцелевых комплексных поэтапных информационно-психологических программ, позволяющих добиться минимальных материальных затрат для достижения суперэффектов в процессах мирового управления;
- наивысшая степень скрытности;
- практическое отсутствие международных и национальных механизмов правовой защиты;
- возможности минимального материального ущерба от информационно-психологических воздействий.
Указанные особенности информационно-психологических воздействий дают основания полагать, что они могут стать наиболее распространенным и опасным оружием в XXI веке.
Субъекты дипломатической деятельности всегда были приоритетными “мишенями” информационно-психологических войн и операций, что позволило сформировать в дипломатических службах достаточно высокую культуру вскрытия и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий.
Однако сегодня ситуация принципиально изменилась и прежних подходов и методов обеспечения информационно-психологической безопасности явно недостаточно.
Во-первых, при принятии внешнеполитических решений необходим прогноз и учет последствий негативных информационно-психологических воздействий не только на субъектов дипломатической деятельности, но и на других субъектов России (личность, общество, государство) [Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России //Информационное общество. 1999. N3. С.47-51.]. Как показывает анализ технологий ведения “холодной войны”, основные “мишени” информационно-психологических воздействий были связаны со структурами общественного сознания россиян.
Во-вторых, высокий профессионализм (прежде всего психологический) организаторов современных информационно-психологических операций, требует участия не менее квалифицированных команд специалистов на обороняющейся стороне. Известно, что недостаточная эффективность для России отдельных крупномасштабных переговоров была связана с недооценкой роли команд поддержки в вопросах использования психотехнологий в организации переговорных процессов, в результате чего личностные особенности и интересы (не обязательно финансовые) отдельных участников оказывали доминирующее влияние на результаты переговоров и наносили ущерб национальным интересам.
В-третьих, появление новых форм и средств “скрытого” воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, требует организации специального мониторинга информационной среды. К такого рода воздействиям могут быть отнесены: психосемантические, подпороговые, электромагнитные, акустические и другие виды воздействий.
В-четвертых, отсутствие психологических механизмов защиты от манипулятивных воздействий у всех слоев населения. О чем свидетельствуют успех финансовых пирамид; успех политических партий, у которых отсутствовали разумные программы, но были деньги на
PR; широкое распространение культовых организаций (тоталитарных религиозных сект, образовательных организаций и др.), превращающих людей в роботов и др.
В-пятых, отсутствие действенных государственных и общественных механизмов прогнозирования, выявления и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий и ликвидации их последствий.
Сложность ситуации определяется также рядом факторов связанных с происходящими в настоящее время в России процессами преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни. К факторам, усиливающим угрозы негативных информационно-психологических воздействий, относятся:
Политические факторы:
- изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, формирования новых национальных интересов;
- становление государственности на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;
- разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, политико-идеологической сферы, а также сложившейся системы обеспечения безопасности страны;
- информационная экспансия со стороны ряда развитых стран, осуществляющих глобальное информационно-пропагандистское воздействие в целях распространения мировоззрения, политических и духовных ценностей и идеалов западного мира;
- усиление международного сотрудничества на основе максимальной открытости сторон;
- низкий уровень политической, правовой и информационной культуры в обществе.
Социально-экономические факторы:
- трудности переходного периода к рыночной экономике;
- продолжающаяся инфляция и падение жизненного уровня населения, появление в стране слоя обездоленных;
- рост явной и скрытой безработицы.
- дезинтеграция прежней социальной структуры;
- разрушение многих форм общностей, выполняющих ранее функции законодателей норм и критериев оценки различных типов информационных воздействий;
- имущественная поляризация в обществе;
- рост депопуляции населения, превышение смертности над рождаемостью;
- эскалация преступности, алкоголизма и наркомании, проституции, криминализация общественных отношений;
- ухудшение показателей здоровья нации, угроза ее генофонду;
- рост межэтнической напряженности.
Духовные факторы:
- кризис государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей и как следствие утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий;
- появление новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий СМИ, компьютерных технологий и т.п.;
- недооценка национальных и культурно-исторических традиций и проникновение в общественное сознание шаблонов западной массовой культуры;
- появление и рост новых форм мифологического сознания;
- деструктивная роль нетрадиционных религиозных конфессий, рост религиозного сектантизма и экстремизма;
- ослабление важнейших социокультурных институтов государства - науки, образования, воспитания и культуры;
- неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности.
Кроме того, как показал опыт разработки концептуальных документов и законопроектов в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, отечественная наука не в полной мере подготовлена для комплексного научного обеспечения проблем информационно-психологической безопасности. Как следствие фрагментарный подход: либо сведение проблематики к частным аспектам (например, к психическому здоровью), либо - к контролю за использованием отдельных методов воздействия (например, психофизические неосознаваемые воздействия).
В данной статье предпринята попытка сделать очередной шаг на пути создания комплексного подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.
2. Макро подход к проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности
Проблема оказалась намного сложней, чем это представлялось на начальных этапах ее постановки [Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности //Проблемы информационно-психологической безопасности/Под ред. А.В.Брушлинский и В.Е.Лепский. М.: Институт психологии РАН, 1996. С.7-11]. Применительно к Российской Федерации, а также к субъектам дипломатической деятельности она не может быть корректно сформулирована без определения стратегии развития России, без разработки соответствующих моделей цивилизационного развития, адекватных моделей развития культуры, и соответствующих им моделей человека, общества и государства. Мы должны определить ориентиры развития и уметь “вычислять” текущие координаты и расстояние, отделяющее нас от ориентиров развития. Проблемы безопасности нельзя отделить от проблем развития. Только при совместном их рассмотрении можно пытаться корректно ставить задачи выделения негативных информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, включая в рассмотрение весь спектр “мишеней”, от индивидуальных до общественных. Только тогда мы сможем корректно в рамках правового поля отвечать на вопрос о негативности тех или иных информационно-психологических воздействий, проводя оценку, куда они нас подталкивают к ориентирам развития или от них. К сожалению, сегодня как в законодательной ветви власти, так и в исполнительной проблемы безопасности (в частности, информационной) рассматриваются, как правило, в отрыве от проблем развития.
Это не вина отдельных лиц, отвечающих за решение этих проблем, а наша беда. Мы не создали научно-методического обеспечения и не подготовили кадры для системной постановки и решения проблем социальной инженерии, рассматривающей в неразрывной связи проблемы безопасности и развития в масштабах России.
Можно уверенно утверждать, что отечественная наука не сталкивалась еще со столь сложными междисциплинарными проблемами, в которых ведущую роль должны выполнять представители гуманитарных областей знаний. Речь идет о разработке новых высоких гуманитарных технологий. Россия имеет шанс стать мировым лидером в данном направлении и сформировать выгодный для себя сегмент в системе рыночных отношений. Кто сегодня возьмется за постановку и решение такой проблемы, возможно превышающей сложность “ядерного проекта”? Пока не ясно. Необходима хорошая организация усилий ученых РАН, вузовской и отраслевой науки. Сегодня в России отсутствуют адекватные проблеме организационные формы (в СССР они были, высокозатратные, но работоспособные). Создать их можно [Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. №1, том 2, 2002. С.5-23].
Не дожидаясь, когда Россия придет к осознанию жизненно важной необходимости рассмотренного Проекта, рассмотрим упрощенный вариант подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.
3. Вариант упрощенного подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности
Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности есть состояние защищенности от негативных информационно-психологических воздействий субъектов дипломатической деятельности (организаций, групп, индивидов), субъектов, вовлеченных реально (потенциально) в дипломатическую деятельность (партнеры, эксперты и др.), а также информации и информационных потоков, обеспечивающих дипломатическую деятельность.
Негативные информационно-психологические воздействия - это:
- информационно-психологические воздействия на должностных лиц субъекта дипломатической деятельности (а также субъектов вовлеченных в его дипломатическую деятельность), на их представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и групповых субъектов к действиям в ущерб интересам субъекта дипломатической деятельности в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия;
- воздействия на информацию и информационные потоки субъекта дипломатической деятельности, вызывающие утечку, искажение, уничтожение информации, преобразование информационных потоков, приводящих к негативным последствиям для субъекта дипломатической деятельности и возникающих (инициируемых) под влиянием каких-либо психологических факторов (индивидуальных психологических особенностей сотрудников, конфликтов личностных и групповых и межгрупповых, удовлетворения личных потребностей в ущерб групповым и др.);
- информационно-психологических воздействия, негативно влияющие на здоровье и психику должностных лиц субъекта дипломатической деятельности, а также отдельных лиц, групп и других социальных образований, вовлеченных в его дипломатическую деятельность.
К основным задачам обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности относятся:
- выявление, анализ и оценка источников негативных информационно-психологических воздействий;
- оценка и прогнозирование последствий негативных информационно-психологических воздействий на персонал, отдельных лиц, групп и других социальных образований, вовлеченных реально (потенциально) в дипломатическую деятельность (партнеры, клиенты и др.), а также информацию и информационные потоки, обеспечивающих дипломатическую деятельность;
- разработка нормативно-правовой и методической базы обеспечения информационно-психологической безопасности дипломатической деятельности;
- разработка и реализация комплекса мероприятий (системы) предотвращения и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий.
Основные объекты обеспечения информационно-психологической безопасности.
Рассмотрение информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности, включенных в систему многообразных социальных отношений и информационно-коммуникативных взаимодействий, предполагает вычленение относительно самостоятельных элементов, специфичность функционирования которых определяет необходимость выделения их в качестве основных объектов защиты от угроз информационно-психологического характера.
Выделим некоторые типы объектов обеспечения информационно-психологической безопасности дипломатической деятельности:
- Отдельные категории должностных лиц субъекта дипломатической деятельности:
- Лица, проходящие подготовку или повышение квалификации в сфере дипломатической деятельности.
- Должностные лица, поступающие на работу и увольняемые.
- Должностные лица, командируемые для выполнения производственных заданий.
- Должностные лица, в обязанности которых входит участие в переговорных процессах, совещаниях, выставках, конференциях и т.п.
- Должностные лица, использующие в производственной деятельности компьютерные технологии и средства телекоммуникационного взаимодействия.
- Ключевые категории должностных лиц (имеющие доступ к защищаемой информации, подготавливающие и принимающие важные решения, влияющие на важные компоненты информационных потоков и др.).
- Сотрудники, отнесенные к группе организационного риска (имеющие неразрешенные конфликты с организацией и коллегами; неудовлетворенные своей профессиональной деятельностью; вовлеченные в деятельность экстремистских культовых организаций; предрасположенные к повышенному риску и импульсивным действиям; имеющих пограничные психические состояния; имеющих признаки алкогольной или наркотической зависимости и т.п.).
- Должностные лица служб персонала и безопасности.
- Субъект дипломатической деятельности как организация (корпоративная культура; персонал субъекта дипломатической деятельности в целом; система отношений личность – организация; структура формальных и неформальных групп, межгрупповых отношений; отношения с субъектами вовлеченными в деятельность организации и др.).
- Технологические процессы используемые субъектом дипломатической деятельности (процессы подготовки и принятия решений, процессы подготовки и ведения переговоров, и др.) с позиций выявления “узлов” формирования и воздействия различных видов негативных информационно-психологических воздействий.
- Субъекты, вовлеченные в дипломатическую деятельность защищаемого субъекта.
- Средства массовой информации (мониторинг отражение субъекта дипломатической деятельности, выявление источников негативных информационно-психологических воздействий и др.).
- Слухи (как механизм социального управления).
- Структура общественного сознания в аспекте формирования социальнозначимых позиций для субъекта дипломатической деятельности.
Информационно-психологическая безопасность перечисленных объектов создает условия защиты от ряда негативных информационно-психологических воздействий, находящихся вне поля зрения традиционных подходов к обеспечению информационной безопасности.
К возможным последствиям негативных воздействий на объекты информационно-психологической безопасности относятся:
- повышение степени “ангажированности” должностных лиц субъекта дипломатической деятельности другими субъектами, способными нанести ущерб его деятельности;
- манипулирование решениями, принимаемыми должностными лицами субъекта дипломатической деятельности;
- несанкционированное управление информационными потоками субъекта дипломатической деятельности, в том числе предоставляемым внешним пользователям;
- дискредитация органов государственной власти и управления;
- ослабление регулирующих воздействий в системе государственного управления;
- непреднамеренная утечка служебной информации через должностных лиц субъекта дипломатической деятельности, как следствие умело организованных манипулятивных воздействий со стороны заинтересованных лиц (протокольные мероприятия, взаимодействия с представителями СМИ и др.);
- нарушение и изменение гражданского самосознания должностных лиц субъекта дипломатической деятельности (жизненных позиций, ценностных ориентаций, информационно-ориентировочной основы социального поведения и т.д.), как следствия планомерного психологического воздействия через различные информационные каналы;
- различного рода деформация психики (и в целом здоровья) должностных лиц субъекта дипломатической деятельности, как следствие некорректного использования компьютеров и информационных технологий, а также потенциально возможных, специально организованных скрытых (неосознаваемых пользователями, подпороговых, “замаскированных”) информационно-психологических воздействий;
- формирование в структуре общественного сознания искаженных (неадекватных) представлений о внешнеполитической деятельности и международных отношениях России (включая и самого субъекта дипломатической деятельности).
Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает организацию разнообразных защитных мер, среди которых:
- Специальная психологическая диагностика отдельных категорий должностных лиц субъекта дипломатической деятельности.
- Формирование индивидуальной социально-психологической защиты от негативных информационно-психологических воздействий у отдельных категорий должностных лиц субъекта дипломатической деятельности, что достигается за счет использования специальных методов подготовки.
- Формирование групповой (коллективной) социально-психологической защиты
от негативных информационно-психологических воздействий в отдельных подразделениях субъекта дипломатической деятельности, что предполагает использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., имеющих распространение в коллективе, в деятельность которого она включена как должностное лицо. С учетом этого, используются различные методы и приемы создания соответствующего социально-психологического климата в коллективах, атмосферы корпоративности, идентификации личности как сотрудника и актуализации чувства принадлежности к конкретной социальной организации, ее деятельности, подготовка неформальных лидеров (выступающих, в качестве "медиаторов", авторитетных источников информации).
Анализ входных потоков информации (внешних) - содержательный контроль поступающей к субъекту дипломатической информации на предмет выявления различного рода манипулятивных воздействий (недостоверная информация, управление частотностью сообщений по определенной тематике, прекращение публикаций по определенной тематике и др.), способных повлиять на принимаемые решения или на характер формируемой информации, организация дополнительных проверок и доведение этих соображений до потенциальных пользователей (вскрытие рефлексивного управления осуществляемого другими субъектами международной деятельности).[Рефлексивное управление - это процесс передачи оснований для принятия решений одним из субъектов другому. (В.А.Лефевр Конфликтующие структуры. М.: "Сов.Радио", 1973)].
Контроль процессов аналитической обработки информации, подготовки и принятия решений - выявление ситуаций потенциального манипулирования действиями должностных лиц и организация мероприятий по нейтрализации такого рода манипулятивных воздействий (деформация психических процессов под влиянием условий групповой деятельности: конформизм, изменение склонности к риску и др.; эффекты, связанные с неустойчивыми или конфликтными состояниями в процессах обработки информации, модельных экспериментах, экспертных системах и др.; целенаправленная селекция входной информации, попытки влияния отдельных экспертов на результаты групповой экспертизы, преднамеренные искажения входных данных для моделей или знаний вводимых в экспертные системы, влияние на выбор методов, средств и процедур принятия решений и др.; неосознаваемые воздействия при работе за компьютером (цветовые, звуковые, вербальные, графические и другие через программное обеспечение и в режиме телекоммуникаций), при просмотре видеоматериалов (те же виды воздействий через встроенные кадры и фрагменты), при работе с текстом (психолингвистическое, психофонетическое и другие воздействия).
Выявление и нейтрализация стрессогенных информационных воздействий на должностных лиц, к таким воздействиям относятся: неполнота, избыточность, недостоверность информации, неопределенность временных интервалов получения данных по заявкам, сложность восприятия информации и др.
Рефлексивное управление другими субъектами международной деятельности с целью нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий на должностных лиц субъекта дипломатической деятельности.
Мониторинг структур общественного сознания, связанных с представлениями о внешнеполитической деятельности и международных отношениях России.
Выявление и нейтрализация неадекватных действий СМИ, касающихся внешнеполитической деятельности и международных отношений России.
Контроль и управление слухами о внешнеполитической деятельности и международных отношениях России.
Каждое из этих направлений предполагает реализацию соответствующих мер нормативно-правового, организационного, научно-методического, материально-технического и другого характера.
Необходимо создать целостную систему информационно-психологической безопасности субъекта дипломатической деятельности, которая должна стать составной частью общей системы безопасности, представляющую собой совокупность структурных элементов согласованно осуществляющих деятельность по обеспечению информационно-психологической безопасности на основе единых правовых и других нормативных документов.
Основными функциями Системы обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности являются:
- прогнозирование новых угроз информационно-психологической безопасности и потенциальных последствий их проявлений;
- выявление угроз информационно-психологической безопасности и факторов усиливающих угрозы;
- оценка угроз информационно-психологической безопасности
;
подготовка предложений по противодействию (нейтрализации) угрозам информационно-психологической безопасности и ликвидации последствий их проявления;
нейтрализацию угроз информационно-психологической безопасности и ослабление факторов способствующих усилению этих угроз;
ликвидацию последствий проявления угроз информационно-психологической безопасности;
метасистемные функции, в том числе:
- координация и контроль деятельности элементов системы;
- оценка состояния защищенности от угроз информационно-психологической безопасности
;
определение приоритетных направлений развития;
проведение единой научно-технической и социальной политики в области защиты от угроз информационно-психологической безопасности;
организация исследований, разработок и подготовки кадров в интересах защиты от угроз информационно-психологической безопасности;
осуществление сотрудничества в сфере информационно-психологической безопасности, представление интересов субъекта дипломатической деятельности в стране и за рубежом.
Компетенция основных элементов системы защиты от угроз информационно-психологической безопасности должна определяться федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Масштабность, сложность и разнообразие перечисленных функций требуют создания иерархической организационной структуры, обеспечивающей координацию деятельности всех составляющих системы ИПБ субъекта дипломатической деятельности.
4
. Первоочередные задачи
Необходимость совершенствования системы обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности, требует безотлагательного решения следующих первоочередных задач:
- Разработка перспективной методологии обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности, отвечающей современной геополитической ситуации, условиям политического, социально-экономического и духовно-нравственного развития российского общества, в частности:
- Определение (фиксация) базовых модельных представлений стратегического развития России и субъектов дипломатической деятельности (стратегии развития, цивилизационный путь, перспективные модели личности, общества и государства, организации субъекта дипломатической деятельности и др.)
.
Формирование механизмов оценки “текущих состояний” субъектов дипломатической деятельности, как оценки “удаленности” (расстояние) субъектов дипломатической деятельности от “идеальных состояний”, определяемых стратегиями развития.
Разработка критериев и механизмов выявления негативных информационно-психологических воздействий, через их влияние на изменение “удаленности” субъектов дипломатической деятельности от “идеальных состояний”, определяемых стратегиями развития и др.
- Совершенствование традиционного подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности
:
Совершенствование современных методов и средств, обеспечивающих комплексное решение задач предотвращения и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий на субъектов дипломатической деятельности.
Разработка мониторинга негативных информационно-психологических воздействий на субъектов дипломатической деятельности.
Разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационно-психологической безопасности и их сертификации.
Формирование законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.
Формирование системы обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.
Организация ведомственной научно-технической программы совершенствования методов и средств обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.
Решение первоочередных задач позволит последовательно и целенаправленно формировать у субъектов дипломатической деятельности систему саморегулирующихся механизмов достижения и поддержания достаточного уровня информационно-психологической безопасности, что является необходимым условием устойчивого функционирования и развития субъектов дипломатической деятельности и Российской Федерации в целом.
На страницу "Библиотека"