Функциональная типология
рефлексий
В методологической практике сложились две
принципиально различные концепции рефлексии.
Первая: рефлексия есть рефлексия сознания. Ее
создателем и наиболее последовательным представителем является В.А. Лефевр. Собственно, все его творчество посвящено рефлексии
сознания и даже выход его из Логического кружка (так в 60-е назывался Московский
Методологический Кружок, ММК) был связан с его позицией относительно рефлексии и
рефлексивного управления как субъективной работы сознания в противовес
господствовавшей тогда в кружке установки на изучение деятельности, мыследеятеятельности как бессубъектной организованности. И
хотя Г.П. Щедровицкий многократно говорил о рефлексии сознания, например: «Итак,
рефлексия есть представление в сознании того, что и как я делаю» (Г.П.
Щедровицкий, «Организация, руководство, управление», т.1, М., 2003, стр. 156),
весь пафос его размышлений и рассуждений – о рефлексии
мышления.
В современной психологии эти два фундаментальных
понятия до удивления не разведены и часто путаются. Г.П. Щедровицкий совершенно
справедливо упрекал своих коллег и оппонентов в этой понятийной неряшливости,
пытался обсуждать различия между мышлением и сознанием, но, честно говоря, часто
сам сбивался на их синонимию.
Тем не менее, можно достаточно уверено утверждать,
что, за исключением В.А. Лефевра и его адептов, все
методологи придерживаются концепции рефлексии как рефлексии
мышления.
При этом надо сразу же отказаться от биохимической
и биоэлектрохимической природы сознания и мышления не
потому, что этот взгляд на себя неверен, а потому что он противен и унизителен,
так как приравнивает наши мысли и чувства к нашим экскрементам.
Сознание человека теоцентрично и антропоцентрично.
Бог избрал человека своим средоточием, сотворцом
и учеником, подмастерьем. В центре
мироздания - человек, Бог же – все остальное, включая и эту геометрическую
ничтожность и
определенность. При этом, каждый человек - центр
Бога, каждый, кто признает в себе человека, вочеловечивается. Когда деревенский батюшка объясняет
крестьянам засуху в их деревне карой Божьей за грехи человеческие, он не лукавит и не
впадает в манию величия своей глухой деревни: он искренне верит в антропоцентричность мироздания и ответственность каждого
человека за все человечество и весь Космос. Здесь
христианство смыкается с буддизмом, исламом и иудаизмом. На разных языках и по
разному учат нас - одному.
Познание же, вмещающее в себя сознание как
свободное пребывание в Боге и мышление как волеизъявление, своеволие и
своеобразие пути одинокого, безбожного и грешного человека, уводит человека в
укромные углы, в интим
соблазнительных дерев, на периферию космоса и мира.
Человек и человечество пребывают в блаженстве,
счастье и покое своего сознания и антропоцентрического мироздания и
миросозерцания. Средством удержания этого центрального положения служат религия
и церковь/ Нравственный императив Канта – о сознании и его антропоцентричности.
Сознание - это выпавшее из покоя активное бытие, либо бытие – это
оставшееся в покое от сознания.
Мышление порождается трагедиями и порождает трагедии Каждый акт
мышления и выхода в мышление – катастрофа. Мышление – это блуждания и парения,
неупокоенность, искания, это – метод, если понимать
под методом путь. Мышление – редкое, экзотическое состояние человека,
обуревающее им. Хорошо, рисково и весело попиратствовать на просторах мышления, ветренно и солено от мыслей-брызг, дух захватывает от
вздымающихся в пенной оторочке и уходящих в бездны глыб онтологем, свищут и пляшут мелким бесом силлогизмы, большие
и малые посылки, прочая чертовщина
логик, безумие, безумие и бесстрашие охватывает мыслителя,
выходящего на опасный край своей экзистенции, на
предельную периферию своего "я" и своего мира "все
могу!"
Тут важно отметить, что сознание и мышление, а,
следовательно, рефлексия сознания и рефлексия мышления не противоположны друг
другу – они разные. И эта их непротивоположность, но
разность позволяет положить их как два разных основания типологии
рефлексий.
Попробуем восстановить наиболее употребительные
функции этих двух рефлексий:
Рефлексия
сознания |
Рефлексия
мышления | ||
функция |
описание функции |
функция |
описание функции |
рефлексивное
бесплодие |
«эффект сороконожки» и форма индульгенции
лени |
топическая
рефлексия |
основные формы рефлексии, задаваемые
вопросами «где я?», «что это?» и «как это
сделано?» |
творческая
рефлексия |
всегда ретроспективное или текущее сопровождение любого креативного акта или процесса
|
онтологическая
рефлексия | |
совесть |
рефлексия в координатах Добра и зла,
сведение прошлого, настоящего и будущего в
актуальное текущее |
логическая
рефлексия | |
рефлексивное
управление |
В. Лефевр: «я
думаю, что он думает, что я думаю», возможны многочисленные варианты из-за
введения модальностей (число сочетаний – несколько
сотен) |
ретроспективная
рефлексия |
темпоральные формы рефлексии: в прошлом времени
она позволяет оцениваь и передавать опыт, в
настоящем – управлять, в будущем –
проектировать |
эмоциональная
рефлексия |
самоконтроль и самоорганизация
|
текущая
рефлексия | |
|
|
проспективная
рефлексия | |
нормативная
рефлексия |
рефлексия сравнений собственных действий
нормативным |
нормирующая рфлексия |
порождение норм мышления в ходе
мышления |
…………. |
|
управляющая
рефлексия |
рефлексия
самоуправления |
|
|
рефлексивное
понимание |
понимающая рефлексия не нормирует рефлексируемый материал, не проспективна и не ретроспективна, она всегда и по
принципу актуализирована, как актуализировано и само понимание,
рефлексивное понимание – проблематизация
понимания и средств понимания |
|
|
понимающая
рефлексия | |
|
|
рефлексия включения |
Оестествление-обискусствление позиции в
ситуации |
|
|
рефлексия
исключения | |
|
|
…………. |
|
Число функций и рефлексии сознания и рефлексии
мышления принципиально неограниченно. И в этом – могучий потенциал рефлексии, ее
бесконечное разворачивание, свобода рефлексии.
Разрабатываемая здесь типология рефлексий
начинается с нулевого типа:
Рефлексия сознания Рефлексия мышления |
Нулевая функция |
Нулевая функция |
Труп |
Дальнейшее разворачивание типологической таблицы
предполагает, что любая другая функция равноудалена от нулевой – тут нет и не может быть иерархии, усложнения, соподчинения
функций. Они все самодостаточны и не могут быть
заменены или поглощены одна другой. Они – разные.
В общем виде эта типологическая матрица выглядит
следующим образом:
Рефлексия сознания Рефлексия
мышления |
Нулевая рефлексия |
Рефлексивное
бесплодие |
Творческая рефлексия |
совесть |
Рефлексивное управление |
Эмоциональная реф лексия |
Нормативная рефлексия |
….. |
Нулевая |
труп |
|
|
|
|
|
|
|
Топическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Онтологическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Логическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ретроспективная |
|
|
|
|
|
|
|
|
Текущая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проспективная |
|
|
|
|
|
|
|
|
Управляющая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормирующая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексивное
понимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимающая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия включения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
исключения |
|
|
|
|
|
|
|
|
….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В принципе можно заняться поиском коннотатов, но, в силу обилия типов, занятие это кажется
достаточно бессмысленным, особенно, если учесть, что человек обычно переживает
одновременно несколько рефлексивных состояний.
Каждая рефлексирующая
личность, каждый субъект рефлексии – это сложный букет разных рефлексий сознания
и мышления, букет ситуативно изменчивый,
конфигурируемый спонтанно и по большей части неподконтрольно.
Вместе с тем, можно утверждать, что каждая рефлексирующая личность стремится к ограниченному числу
типов рефлексии – и этот излюбленный, фаворитизированный выбор представляет собой устойчивую
конфигурацию личностного, психологического, сознательно-мыслительного портрета,
постольку поскольку рефлексия есть то, без чего то, что
было, не было, и без чего то, что есть, отсутствует, и без чего то, что будет,
не будет.