Функциональная типология рефлексий

 

В методологической практике сложились две принципиально различные концепции рефлексии.

Первая: рефлексия есть рефлексия сознания. Ее создателем и наиболее последовательным представителем является В.А. Лефевр. Собственно, все его творчество посвящено рефлексии сознания и даже выход его из Логического кружка (так в 60-е назывался Московский Методологический Кружок, ММК) был связан с его позицией относительно рефлексии и рефлексивного управления как субъективной работы сознания в противовес господствовавшей тогда в кружке установки на изучение деятельности, мыследеятеятельности как бессубъектной организованности. И хотя Г.П. Щедровицкий многократно говорил о рефлексии сознания, например: «Итак, рефлексия есть представление в сознании того, что и как я делаю» (Г.П. Щедровицкий, «Организация, руководство, управление», т.1, М., 2003, стр. 156), весь пафос его размышлений и рассуждений – о рефлексии мышления.

В современной психологии эти два фундаментальных понятия до удивления не разведены и часто путаются. Г.П. Щедровицкий совершенно справедливо упрекал своих коллег и оппонентов в этой понятийной неряшливости, пытался обсуждать различия между мышлением и сознанием, но, честно говоря, часто сам сбивался на их синонимию.

Тем не менее, можно достаточно уверено утверждать, что, за исключением В.А. Лефевра и его адептов, все методологи придерживаются концепции рефлексии как рефлексии мышления.

При этом надо сразу же отказаться от биохимической и биоэлектрохимической природы сознания и мышления не потому, что этот взгляд на себя неверен, а потому что он противен и унизителен, так как приравнивает наши мысли и чувства к нашим экскрементам.

Сознание человека теоцентрично и антропоцентрично. Бог избрал человека своим средоточием, сотворцом и  учеником, подмастерьем. В центре мироздания - человек, Бог же – все остальное, включая и эту геометрическую ничтожность и    определенность. При этом, каждый человек - центр Бога, каждый, кто признает в себе человека, вочеловечивается. Когда деревенский батюшка объясняет крестьянам засуху в их деревне карой Божьей за  грехи человеческие, он не лукавит и не впадает в манию величия своей глухой деревни: он искренне верит в антропоцентричность мироздания и ответственность каждого человека за все человечество и весь Космос. Здесь христианство смыкается с буддизмом, исламом и иудаизмом. На разных языках и по разному учат нас - одному.

Познание же, вмещающее в себя сознание как свободное пребывание в Боге и мышление как волеизъявление, своеволие и своеобразие пути одинокого, безбожного и грешного человека, уводит человека в укромные углы, в интим соблазнительных дерев, на периферию космоса и мира.

Человек и человечество пребывают в блаженстве, счастье и покое своего сознания и антропоцентрического мироздания и миросозерцания. Средством удержания этого центрального положения служат религия и церковь/ Нравственный императив Канта – о сознании и его антропоцентричности.

        Сознание - это выпавшее из покоя активное бытие, либо бытие – это оставшееся в покое от сознания.

         Мышление порождается трагедиями и порождает трагедии  Каждый акт мышления и выхода в мышление – катастрофа. Мышление – это блуждания и парения, неупокоенность, искания, это – метод, если понимать под методом путь. Мышление – редкое, экзотическое состояние человека, обуревающее им. Хорошо, рисково и весело попиратствовать на просторах мышления, ветренно и солено от мыслей-брызг, дух захватывает от вздымающихся в пенной оторочке и уходящих в бездны глыб онтологем, свищут и пляшут мелким бесом силлогизмы, большие и малые  посылки, прочая чертовщина логик, безумие, безумие и бесстрашие    охватывает мыслителя, выходящего на опасный край своей экзистенции, на предельную периферию своего "я" и своего мира "все могу!"

Тут важно отметить, что сознание и мышление, а, следовательно, рефлексия сознания и рефлексия мышления не противоположны друг другу – они разные. И эта их непротивоположность, но разность позволяет положить их как два разных основания типологии рефлексий.

Попробуем восстановить наиболее употребительные функции этих двух рефлексий:

 

Рефлексия сознания

Рефлексия мышления

функция

описание функции

функция

описание функции

рефлексивное бесплодие

«эффект сороконожки» и форма индульгенции лени

топическая рефлексия

основные формы рефлексии, задаваемые вопросами «где я?», «что это?» и «как это сделано?»

творческая рефлексия

всегда ретроспективное или текущее  сопровождение  любого креативного акта или процесса

онтологическая рефлексия

совесть

рефлексия в координатах Добра и зла, сведение прошлого, настоящего и будущего в актуальное текущее

логическая рефлексия

рефлексивное управление

В. Лефевр: «я думаю, что он думает, что я думаю», возможны многочисленные варианты из-за введения модальностей (число сочетаний – несколько сотен)

ретроспективная рефлексия

темпоральные формы рефлексии: в прошлом времени она позволяет оцениваь и передавать опыт, в настоящем – управлять, в будущем – проектировать

эмоциональная рефлексия

самоконтроль и самоорганизация

текущая рефлексия

 

 

 

проспективная рефлексия

нормативная рефлексия

рефлексия сравнений собственных действий нормативным

нормирующая рфлексия

порождение норм мышления в ходе мышления

 

………….

 

управляющая рефлексия

рефлексия самоуправления

 

 

рефлексивное понимание

понимающая рефлексия не нормирует рефлексируемый материал, не проспективна и не ретроспективна, она всегда и по принципу актуализирована, как актуализировано и само понимание, рефлексивное понимание – проблематизация понимания и средств понимания

 

 

понимающая рефлексия

 

 

рефлексия включения

Оестествление-обискусствление позиции в ситуации

 

 

рефлексия исключения

 

 

………….

 

 

Число функций и рефлексии сознания и рефлексии мышления принципиально неограниченно. И в этом – могучий потенциал рефлексии, ее бесконечное разворачивание, свобода рефлексии.

Разрабатываемая здесь типология рефлексий начинается с нулевого типа:

 

Рефлексия сознания

Рефлексия мышления

Нулевая функция

Нулевая функция

Труп

 

Дальнейшее разворачивание типологической таблицы предполагает, что любая другая функция равноудалена от нулевой – тут нет и не может быть иерархии, усложнения, соподчинения функций. Они все самодостаточны и не могут быть заменены или поглощены одна другой. Они – разные.

В общем виде эта типологическая матрица выглядит следующим образом:

 

Рефлексия сознания

Рефлексия мышления

Нулевая

рефлексия

Рефлексивное бесплодие

Творческая

рефлексия

совесть

Рефлексивное

управление

Эмоциональная реф

лексия

Нормативная

рефлексия

…..

Нулевая

труп

 

 

 

 

 

 

 

Топическая

 

 

 

 

 

 

 

 

Онтологическая

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическая

 

 

 

 

 

 

 

 

Ретроспективная

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущая

 

 

 

 

 

 

 

 

Проспективная

 

 

 

 

 

 

 

 

Управляющая

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормирующая

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивное понимание

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимающая

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия включения

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия исключения

 

 

 

 

 

 

 

 

…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В принципе можно заняться поиском коннотатов, но, в силу обилия типов, занятие это кажется достаточно бессмысленным, особенно, если учесть, что человек обычно переживает одновременно несколько рефлексивных состояний.

Каждая рефлексирующая личность, каждый субъект рефлексии – это сложный букет разных рефлексий сознания и мышления, букет ситуативно изменчивый, конфигурируемый спонтанно и по большей части неподконтрольно. 

Вместе с тем, можно утверждать, что каждая рефлексирующая личность стремится к ограниченному числу типов рефлексии – и этот излюбленный, фаворитизированный выбор представляет собой устойчивую конфигурацию личностного, психологического, сознательно-мыслительного портрета, постольку поскольку рефлексия есть то, без чего то, что было, не было, и без чего то, что есть, отсутствует, и без чего то, что будет, не будет.